ЗаблуждениеN1: Вальдорфская система образования подходит только для творческих детей (в основном девочек), ориентирована на развитие художественных способностей, а точные науки преподаются «по стольку-по скольку». Как часто такое утверждение встречается на просторах интернета и слышится в разговорах о вальдорфских школах.  Эта статья не ставит своей целью развенчать этот миф. Ведь для глубокой уверенности-нужна сильная доказательная база, которую можно подчерпнуть прежде всего в первоисточнике-в трудах Р.Штайнера (основоположника вальдорфской системы), в трудах и работах его последователей-учителей вальдорфских школ. А это не один и даже не десяток томов литературы, с которыми (или как минимум с выдержками из которых) обязательно нужно ознакомиться для понимания целей, задач и методов вальдорфской педагогики. Здесь мы приведем лишь небольшой практический опыт и жизненные рассуждения родителя ученика вальдорфской школы. И остановимся лишь на некоторых аспектах.

Во-первых творческий подход к изучению любого предмета школьником- это задача не только вальдорфской школы, но и традиционной системы образования. Вопрос в том, каким образом это реализует в том и другом случае. Традиционная система реализует такой подход через систему всем известных «проектов» по сути своей сводящихся к компоновке информации, полученной из сети интернет по определенной теме, и представлению ее в бумажном виде или в виде слайдов (презентаций).  Тогда как на вальдорфских уроках школьник не просто ищет, читает и обрабатывает информацию- он «проживает» ее, «проносит» через себя, погружается в предмет и экспериментирует со своими знаниями. Так на уроках окружающего мира мы узнаем о погоде, природе и природных явлениях из рассказов учителя в парке или в лесу, из собранных в поле колосьев молем муку и сами печем хлеб. Историю возникновения письменности мы запоминаем написав руны, китайские иероглифы, изготовив самостоятельно бумагу, исписав не один десяток листов гусиным пером и только за тем плавно перейдя к письму перьевой ручкой. На уроках математики мы сами придумываем задачи, находим «бедные» и «богатые» числа, учимся искать красоту в математических рядах, измеряем рост соседа и периметр класса самостоятельно сделанной линейкой, а расстояние от школы до музея метромером. На уроках физики мы экспериментируем с рычагом, наклонной плоскостью и блоком, находим их применение в быту и оцениваем полезность простых механизмов. Вот такой, по-настоящему творческий подход, позволяет проникнуть в суть любых наук: и гуманитарных и точных , и сделать знания глубокими и долговечными.



Во-вторых, по выводам современных ученых, совершенно неверным выглядит утверждение, о том что «труд сделал из обезьяны человека». Самым важным отличием человека от животных является способность к творчеству. Животные достаточно «трудолюбивы» и изобретательны с точки зрения добывания себе пропитания , обеспечения собственной безопасности, но они лишены дара творить: создавать музыку, рисовать картины, писать литературные произведения и лишены дара создавать сложную , связную и насыщенную разнообразными словами и образами речь. В этой уникальной способности к творчеству многие ученые видят причину «развитости» человеческого мозга. Для примера можно привести Татья́ну Влади́мировну Черни́говскую(советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор наук по физиологии и теории языка. Заслуженный деятель Высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ (2010)[1]. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ,  заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.)  Ее лекции относительно вопросов возможностей и обучаемости человеческого мозга , творчества как преднозначения мозга, смотрятся на одном дыхании https://yandex.ru/video/touch/search?... Попробуйте  послушать ее и,  вы не сможете оторваться.
Разносторонняя, творчески насыщенная атмосфера образовательного процесса в вальдорфской школе- ключ к успешному развитию гармоничной эмоционально, интеллектуально и разносторонне развитой, свободной личности.



В-третьих, к сожалению, человеку свойственно стремление отрицать то , что он не понимает.  Всегда проще отмахнуться от неудобного и непонятного, покритиковать, чем разобраться, изучить и понять. Поэтому, зачастую, человек сомневающийся или непонимающий методы вальдорфских школ, оценивает их однобоко и поверхностно. Но разобравшийся и докопавшийся до сути человек поймет глубокую взаимосвязь множества казалось бы непривычных и непонятных педагогических и воспитательных приемов, традиций, событий вальдорфской школы: как то взаимосвязь ритмического распорядка учебного дня и ритма (упорядоченности) жизни ребенка, идеи добра в математике, когда в задачах мы дарим друзьям конфеты, и учимся не только арифметике, но и щедрости, развитие здорового ритмичного дыхания на уроках музыки с флейтами, большие перемены для активного отдыха на свежем воздухе и здоровья детей, красота в тетрадях как воспитание стремления к порядку и к красоте в своем мире, вязание как стремление к терпению и целеустремленности, подвижные игры и игра вообще, как пример открытых задач для  развития смекалки, реакции, связи телесного, духовного и мыслительного начал, традиции праздников как ритмическая основа годового жизненного цикла, как приемственность поколений и уважение культурных и межнациональных и межрелигиозных ценностей таких как добро, любовь, сострадание, взаимовыручка, уважение и множество других примеров..

В-четвертых, все мы вокруг очень заняты работой, домашними делами, проблемами, амбициями, самореализацией в той или иной мере. Вальдорвфская же система обязательно требует большого участия в жизни ребенка родителя. Это очень сложно и неудобно, но ... очень важно. И эту большую ценность сближения в школьном возрасте и результат в будущем , вы сможете оценить только работая тесно в тандеме вместе со своим ребенком и учителем. И тогда вопроса о каких-либо пробелах в образовании у вас не возникнет.

 

Ну и в заключении хотелось бы сказать, что во многих классах нашей школы мальчиков больше, чем девочек.

Автор статьи: Казарина Марина, мама ученика 3 класса, 2019г.

Copyright © 2018 Владимирская Вальдорфская школа. Работает на HostCMS